Раздел: Публикации

Тезис «форма должна соответствовать функции» издавна был для дизайнеров аксиомой. Однако в GE Healthcare форма и функция все чаще идут рука об руку. Это вполне понятно, ведь медицинское оборудование часто кажется пациенту пугающим, холодным и бездушным. В последние годы группа промышленного дизайна GE Healthcare играет все более важную роль в разработке оборудования для медицинской визуализации, что позволяет не только повысить эффективность работы пользователей, но и создать для пациентов комфортную атмосферу во время обследования, когда те ощущают себя наиболее беззащитными.

Вопросы и ответы: преобразующая сила дизайна

Последний пример инновационного подхода к дизайну продукции GE Healthcare — линейка магнитно-резонансных томографов — Discovery MR750w *. Мы беседуем с главным дизайнером проекта Лайонелом Водецки, который отвечает за новый облик MR750w.

Лайонел Водецки (Lionel-Wodecki) В 1993 г. Лайонел окончил Высшую национальную школу прикладных искусств и художественных ремесел в Париже (Ecole Nationale Supérieure des Arts Appliqués et des Métiers d’Art, ENSAAMA), и до GE Healthcare успел поработать в трех компаниях. Одной из них была DELSEY luggage, где за четыре года он получил основательное представление о различных материалах и потребительских товарах. В 2001 г. он поступил на работу в GE Healthcare, где стал заниматься дизайном медицинского оборудования для диагностики сердечно-сосудистых заболеваний, включая систему Innova 3100. В 2004 г. он стал ведущим дизайнером новой платформы ультразвукового оборудования, на базе которой созданы такие продукты как УЗИ аппарат Vivid E9, а позднее работал над дизайнерским решением карманного УЗИ сканера Vscan, — последний был запущен в производство в прошлом году и уже успел завоевать признание специалистов. Сегодня Лайонел отвечает за промышленный дизайн аппаратов для МРТ, работая над новой концепцией данной линейки продуктов.

Новые продукты GE Healthcare отличаются современным незаурядным обликом. Чем можно объяснить это изменение?

Задача дизайнера — обеспечить гуманизацию технологий. Подход GE Healthcare к дизайну выражен кратким девизом — «Волшебная сила науки и милосердия». Это означает, что мы должны взглянуть на ситуацию глазами пациента и создать прибор, который помогает чувствовать себя спокойно и комфортно во время обследования. При таком подходе глобальная группа дизайна начинает играть в компании стратегическую роль.

Студии промышленного дизайна GE Healthcare в Уокешо (США), Шанхае (Китай) и Бюке (Франция) работают в тесном контакте с основными партнерами по каждому продуктовому сегменту. За последние три года в GE Healthcare поняли, что наличие собственной дизайнерской группы дает компании массу преимуществ. Благодаря доверительным отношениям внутри компании, мы можем проявлять инициативу, предлагая перспективные концепции, ориентированные на потребности пользователей и пациентов в будущем.

На ежегодном заседании Радиологического общества Северной Америки (Radiological Society of North America, RSNA) 2010 г. GE Healthcare показала себя лидером в сфере дизайна, продемонстрировав МРТ-систему Discovery MR750w с широким туннелем. Как родилось дизайнерское решение этого продукта?

В конце 2009 г. группа руководства, отвечающая за оборудование для МРТ, пришла к выводу, что данной серии изделий необходим новый облик. Немало времени ушло на проведение фокус-групп, обсервационные исследования потребителей в условиях клинической практики, сравнительный анализ производительности и другую подготовительную работу. Моя роль как дизайнера МРТ-оборудования состояла в том, чтобы объединить различные группы заинтересованных лиц — руководителей производственного направления, разработчиков, технических специалистов и отдел маркетинга и продаж, — для достижения консенсуса и четкой постановки задачи. После многочисленных совещаний я предложил совершенно новое дизайнерское решение, которое, как я надеялся, удовлетворит потребности наших заказчиков и пациентов.

В компании прислушиваются к моему мнению, в данном случае об этом говорит то, что я сумел найти общий язык с группой продаж. Поначалу продажники не хотели менять внешний облик изделия, они считали, что с нынешним дизайном можно жить еще как минимум два года. Однако получив некоторое представление о промышленном дизайне, и увидев макет в натуральную величину, они изменили свое мнение. В конечном итоге они одобрили проделанную работу. Руководитель группы продаж даже написал мне письмо: Ваша страстная увлеченность дизайном помогает нам верить в себя и стимулирует желание продавать!

Расскажите о дизайне нового МР-томографа.

Концепция дизайнерского решения Discovery MR750w определяется двумя словами: «забота» и «открытый». Будучи медицинской компанией, мы заботимся о жизни людей. Наша цель — поставлять надежное специализированное оборудование, удобное в эксплуатации и комфортное для пациентов. Создавая систему Discovery MR750w, мы решили улучшить ощущения пациента за счет освещения передней части системы. Мягкий свет создает атмосферу тепла и заботы.

Одной из основных проблем при проведении МРТ-исследований является клаустрофобия, а значит, чрезвычайно важно нейтрализовать отрицательные эмоции, сделав МР-томограф визуально открытым. Я потратил немало времени, продумывая форму перехода от фронтальной стороны к туннелю. Свет, который отражается на наружном скруглении, делает этот переход очень плавным, создавая ощущение открытого пространства. Внешние контуры томографа ассоциируются с сомкнутыми кольцом ладонями, которые оберегают пациента во время обследования.

В девяностые годы GE выпускала МР-томографы стандартного голубого цвета, затем в 2000 г. компания переключилась на сине-стальной цвет. Однако в последнее время мы стали использовать новые отделочные материалы и виды финишной обработки, — отсюда боковые панели под дерево и контрастный глянцево-матовый пользовательский интерфейс. Еще одна новая особенность — пользовательский интерфейс для оператора МРТ стал более эргономичным, в частности увеличена панель для опоры рук.

Считаете ли вы, что дизайнер, который занимался, к примеру, автомобилями, способен работать в индустрии здравоохранения?

Несомненно. Я убежден, что дизайнер должен быть открыт самым разным отраслям. Размышляя о том, каким быть современному МР-томографу с широким туннелем, я черпал вдохновение в дизайне мебели и интерьеров. Сегодня все пользователи и пациенты широко используют потребительскую электронику, и дизайнеру следует учитывать это обстоятельство. Наши новые продукты должны отражать дух XXI века.

Что служит для вас источником творческого вдохновения?

Мне повезло жить в Париже. Этот пестрый город, в котором кипит жизнь, подпитывает мое творческое начало. Улицы, магазины, музеи, рестораны, музыка, — все это помогает мне работать, ощущая тесную связь с динамично меняющимся миром. Я люблю начинать новый проект с чистого листа, и никогда не знаю, к чему приду в итоге.

Еще один источник вдохновения — это общение с коллегами и внешними партнерами, которые представляют иные культуры и иные точки зрения. В этом одно из величайших преимуществ глобализации, — она дает нам возможность знакомиться с иным восприятием жизни и учиться принимать его. Любой проект — это результат глобальных усилий, требующий множества разных навыков и умений. Дизайн — это лишь видимая часть айсберга, за ним всегда стоит грандиозная работа целой команды.

Какой из своих работ в GE Healthcare вы гордитесь больше всего?

Карманный УЗИ сканер Vscan Discovery MR750w Innova 3100

За девять лет работы в GE Healthcare я успел опробовать свои силы в четырех разных сферах. Всякий раз работа приносила мне удовлетворение — будь то Vscan, Vivid E9 или Innova 3100, — но Discovery MR750w — предмет моей особой гордости. В течение года была проделана колоссальная работа, и ее результат превзошел все ожидания. Мы сумели радикально изменить внешний облик МР-томографа. Мне не забыть, как на первой презентации этого дизайнерского решения в Милуоки, где мы демонстрировали модель в масштабе 1:5, одна женщина изумленно воскликнула: «Ну и ну! Неужели это сделали в GE?» Это говорит о том, что мы сумели раздвинуть границы привычного, расставшись с устоявшимися представлениями о том, как должен выглядеть МР-томограф. Творческое мышление, упорный труд и поддержка руководства помогли нам изменить существующую парадигму и доказать, что дизайн не сводится к эстетике. Он вполне может играть стратегическую роль.

  • * * Ввод MR750w в эксплуатацию возможен лишь после получения сертификации Евросоюза. Система доступна не во всех регионах. Ожидает сертификации 510(k) в FDA. Не продается в США.
Скидка +500$ к любому УЗИ аппарату!
Осталось: сек. Нет, спасибо